Советы родителям от классного руководителя
Все родители, отправляя ребёнка в школу, ожидают от него отличных результатов в учении, поведении. Забывая о возможных трудностях, они часто сами провоцируют негативное отношение к школе у своих детей. Чтобы этого избежать я на первом собрании даю родителям такие советы, которые однажды прочитала в одном из журналов для родителей (к сожалению, не выписала себе автора). Но как мама и педагог убеждена, что если их соблюдать, то в семье - мир и покой, а учение - не трудность, а увлекательное дело с удачами и неудачами.
Общаемся с ребёнком без нервотрёпки
Будите ребёнка спокойно! Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ваш голос.
Не торопитесь! Умение рассчитать время – ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
Пожелайте удачи! Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Найдите несколько ласковых слов.
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня.
Не допытывайтесь! Если вы видите, что ребёнок огорчён, молчит, пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
Не торопитесь устраивать взбучку ребёнку, выслушав замечания учителя. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
Ребёнку необходимо 2 часа отдыха! После школы не торопитесь садиться за уроки. Занятия вечерами бесполезны.
Не заставляйте делать все упражнения сразу! 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
Дайте ребёнку возможность работать самому! Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Если нужна ваша помощь, то наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
В общении с ребёнком старайтесь избегать условий! «Если ты сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Хотя бы полчаса! Найдите это время в течение дня, когда вы будете принадлежать только ребёнку.
Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком. Свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка! Особенно на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели усталости, переутомления.
Даже «совсем большие» дети очень любят сказку перед сном, ласку. Всё это успокаивает, помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Любите своих детей такими, какие они есть!
Кодекс классного руководителя
Помни! Классное руководство - это не работа, это образ жизни.
- Относись к ученикам доброжелательно.
- Никогда не унижай, не оскорбляй детей - негативное отношение к поступку лучше выразить в уважительном разговоре; дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор с ребенком лучше провести в форме индивидуальной беседы, в ходе которой дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят.
- Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребенке и о классе в целом, интересуйся жизнью детей, их проблемами.
- Определи микрогруппы класса, выясни, кто является лидерами. Если в классе есть лидер, который оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с ним в борьбу, лучше постараться повернуть его лицом к себе, сделать его своим единомышленником.
- Работай со сложными в поведении ребятами в активном сотрудничестве с ними и с их родителями.
- Опирайся на положительные черты характера конкретного ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, организованности, в деятельности. Отмечай индивидуальные достижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях.
- Вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль за дежурством по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.
- Поощряй детскую самостоятельность, учи их этой самостоятельности.
- Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно пошутить. Не повышай голос, старайся все замечания делать с юмором.
- Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.
- Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они тебе будут благодарны.
Помни! Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
- Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.
- Наладь отношения с учителями, работающими в классе, стремись к единству взглядов и требований внутри педагогического сообщества.
- Введи контроль за успеваемостью. По его итогам проводи индивидуальную работу с учащимися, посещай уроки по предметам, общайся с родителями с целью выработки наилучшего способа решения учебных проблем ребенка.
- Осторожно оценивай неудачи ученика, помни: ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.
- Веди повседневный контроль за посещаемостью.
- Своевременно и четко заполняй журнал.
- Исповедуй педагогику успеха - она приносит хорошие результаты.
Помни! Силы и время, потраченные на организацию классной жизни, культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно:
- Организуй внеклассные мероприятия: посещение театров, просмотры кинофильмов с их обсуждением, экскурсии, походы, поездки – они развивают, объединяют, воспитывают.
- Не избегай игры, но помни, что у нее должны быть начало и конец, скромное награждение победителей и отсутствие обиженных.
- Укажи в расписании уроков классный час, чтобы обсудить текущие проблемы, интересующие ребят вопросы, стремись ориентироваться в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дискуссиям и оценкам.
- Разрабатывайте совместные проекты: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.
- Создайте традиции своего класса.
- Старайся задействовать во внеурочной работе всех детей, дай возможность каждому ребенку проявить себя.
- Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически).
Помни! Родитель ребенка - твой друг, советчик, единомышленник.
- Стремись наладить деловые связи с родителями.
- Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирайся на их помощь.
- На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год, создай работоспособный родительский комитет.
- На родительском собрании говори о планах, проблемах всего класса, а не отдельных детей.
- Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей.
- Будь открытым со всеми, но принципиальным.
- Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях, иначе через некоторое время о тебе будут говорить так же, только за глаза
Помни! Дети в классе - твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
- Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности — это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных ситуаций, советовать.
- Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
- Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей анализировать их и делать выводы.
- Не стесняйся учиться. Учеба — это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки.
- Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им, но не навязывать детям.
-
- Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками
- Будь требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования.
- Не давай обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполняй.
- Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое: вспоминай, каким ты был в детстве, это поможет понять ребенка. Но не забывай, что наши дети растут в иное время. Самое трудное - вложить в их души вечные ценности, но так, чтобы они комфортно ощущали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал.
Заповеди классного руководителя
- Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха.
- Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
- Предоставь возможную самостоятельность ребенку.
- Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
- Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
- Делай своевременные замечания.
- Оценивай поступок, а не личность.
«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
от классного руководителя
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Памятка классного руководителя по работе с родителями
Классному руководителю при работе с родителями следует соблюдать определенные правила:
- К родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение.
- Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
- Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося:
- общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье;
- воспитательные возможности семьи.
Классному руководителю следует помнить, что родительские собрания – это прежде всего обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.
А родители должны запомнить одну истину: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению быть без родителей».
Памятка по проведению первого родительского собрания
- Не забудьте оповестить родителей о родительском собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. В случае, если родители не могут присутствовать на собрании, им необходимо заранее сообщить об этом классному руководителю. Явка родителей на собрание – знак уважения к школе, учителю.
- Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях гимназии.
- Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.
- Познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными. Расскажите о конкретных делах на I четверть. Договоритесь о помощи.
- Сообщите родителям режим работы школы, время, отведенное для классного часа.
- Расскажите родителям о том какие курсы по выбору, объединения дополнительного образования, секции будут работать в гимназии для учеников данного возраста.
- Обязательно решите на родительском собрании организационные вопросы:
о порядке ведения дневников;
о том, чтобы не было опозданий на первый урок;
о режиме работы гимназии (в первую очередь обратить внимание на дни открытых дверей для родителей и на родительские собрания, также на сроки окончания четвертей и каникул);
8. Не забудьте избрать родительский комитет в составе трех человек, в том числе председателя, фамилию, имя, отчество и телефон которого необходимо сообщить до 20 сентября замдиректора по воспитательной работе.
Обязательно после собрания свяжитесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо непосещение собрания – это проявление неуважения родителей к учителю..
Памятка классному руководителю
по проведению первого организационного классного часа
Итак, вы встретились с классом впервые. Прежде всего давайте поздравим наших детей с началом учебного года. Затем было бы хорошо представиться, т.е. рассказать немного о себе, о своих интересах и увлечениях, о том, как вы предполагаете построить работу с классом. вам бы хотелось ближе познакомиться с каждым (если это новый для Вас класс) или узнать, что ребята узнали за лето, что прочитали, как выросли, с какими предложениями по организации внеучебной жизни класса пришли в школу. Скажите об этом и пообещайте, что Вы сделаете это в ближайшее время. Расскажите о себе. Ведь для вас и для Ваших воспитанников важно сотрудничество и творчество. Не стесняйтесь об этом сказать детям. В то же время обязательно подчеркните, что главное для Вас и для них – это учеба. Надо учиться не только добросовестно, но и с интересом. На это вступительное слово у Вас уйдет примерно 15 минут.
Следующие 15 надо отвести информации об учебных предметах. какие новые предметы будут в этом году, какие новые преподаватели.
Третья часть классного часа – организационная (также 15 минут). Здесь мы просто перечислим вопросы, которые надо решить или обсудить. Как, в какой последовательности, в какой форме – Вы решите сами.
Итак, пожалуйста, не забудьте:
- проверить по списку – кого нет в классе, а после классного часа, постарайтесь выяснить причину отсутствия;
- проверить обеспеченность школьников учебниками или сообщить, когда Ваш класс будет их получать;
- выбрать старшего дежурного на первую четверть.
Желаем успеха на первом классном часе. Пусть он принесет вам удовлетворение Вам и радость ученикам.
Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы?
• Старайтесь никогда не употреблять слова «вызвать родителей в школу»! Ваша встреча не должна быть наказанием для ребенка. Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее.
• Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.
• Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!
• Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах.
• Побольше конкретики! Cтарайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”.
Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по математике”, “Отказался отвечать на уроке химии” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
•Совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.
• Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится “разбор полетов”, - этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись.
• Обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!
• Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть – своих детей.
• Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра?
• Помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда.
• И последний, самый главный совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу…
Как вести себя с агрессивным ребенком?
- Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
- Санкция должна соответствовать поступку.
- Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
- Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
- Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах
- Используйте удивление для реагирования на агрессию.
- Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
- Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
- Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
- Дайте понять ребенку, что он любим.
Как вести себя с конфликтным ребенком?
- Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.
- Объясните конструктивные способы разрешения споров.
- Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
- Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.
- Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
Как вести себя с тревожным ребенком?
- Выясните причину тревожности.
- Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.
- Не используйте ребенка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
- Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме.
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Как вести себя с застенчивым ребенком?
- Не давите на ребенка собственным авторитетом.
- Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы методы воспитания.
- Отмечайте успехи, пусть даже они незначительны.
- Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
- Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Апеллируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.
- Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
- Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
- Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми, близкими ребенку.
- Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек.
Как вести себя с упрямым ребенком?
- Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
- Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов.
- Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.
- Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
- Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.
Как вести себя с нервным ребенком?
- Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
- Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребенка, не управляйте ребенком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
- Воспитывайте наедине не злоупотребляйте бесконечным «нельзя» и «можно».
- Создавайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы пример – для подражания. всегда будьте доброжелательны и тактичны.
- Найдите со семи взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.
- Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время не его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
- Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
Как вести себя с гиперактивным ребенком?
Гиперактивность диагностируется, если ребенок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
- Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
- Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
- Главное лекарственное средство - игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
- Находите ему разрядку в подвижных играх и спорте.
- Лучшие друзья гиперактивного ребенка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
- Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка, ограничьте шумные компании.
- учите сдерживать бурные эмоции и не выплескивайте на ребенка свои. спрячте поглубже раздражение и ярость.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
Если ребенок «устраивает сцены»?
- Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запретов.
- Не утешайте ребенка запретными вещами.
- Умейте переключать внимание ребенка.
- То, что разрешили вчера разрешите и сегодня.
- Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
- Гасите воинственность ребенка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру. Успокойте сюрпризом.
- Требования должны быть эмоционально привлекательными.
- Чаще говорите «можно».
Как вести себя с невнимательным ребенком?
Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется не слышит.
- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Как вести себя с инертным ребенком?
Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:
- Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
- Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
- Их нельзя спрашивать в начале урока.
- От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
- Для успешной деятельности инертного ребенка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА ШКОЛЬНАЯ ФОБИЯ?
Если ребенок просит:
«Можно я сегодня не пойду в школу?»
Конечно, капризничает, ленится, хитрит. И правильнее во всех отношениях было бы отправить его в школу, строго запретив раз и навсегда пропускать уроки без причин. Но что нам стоит согласиться?
Почему-то для хороших отношений и в семье, и, как ни странно, в классе нужно разрешать иногда не ходить в школу, когда ребенок этого очень хочет.
Сказать «да» всегда сложнее, чем «нет» - тут думать надо. А ответственность какая, а страхи – вдруг завтра тоже не захочет учиться?
Проверено – захочет. Детям бывает нужен этот день, чтобы, посидев в тишине, разрядиться, успокоиться, подумать.
Оставшись дома с согласия родителей, дети бывают искренни как никогда. Оставьте на время дела, посидите с ребенком. Вдруг ему есть что вам рассказать.
И ни о чем не жалейте. Завтра утром он соберется и пойдет в школу как ни в чем не бывало.
Если ваш ребенок плохо учится,
но любит ходить в школу?
В том, что ребенок плохо учится, не всегда он один виноват. Может быть, все давно изменилось бы к лучшему, если бы ему вовремя помогли, объяснили непонятное, если бы не считали его лентяем, бездельником, тугодумом.
Слишком беспокойная обезьяна, говорят биологи, не бывает хорошей матерью. Что верно, то верно. Даже в мире людей.
Не сравнивайте себя со своими детьми, их – с одноклассниками и приятелями. Они другие, и это нормально.
Бернард Шоу плохо учился в школе. Еле-еле тянул математику, иностранный язык. Позже он объяснил это так: «Я не могу запомнить того, что меня не интересует… Кроме того, у меня достаточно веры в свои силы, и ни к чему мне искать им удостоверения в какой-то там «степени», золотой медали, да в чем угодно».
И ваш ребенок всего разом не осилит. Пусть он с вашей помощью сосредоточится на любимых предметах, а потом, вот увидите, ему будет легче справиться с остальными.
Ну и пусть тройки. Главное, чтобы он себя неудачником не считал и в школу ходил с радостью, несмотря ни на что.
Если вы узнали, что ваш ребенок прогуливает школу?
Кричать бесполезно, знаете? А в угрозах смысла нет. Можно, конечно, наказать. Но разве это поможет?
Будьте осторожны, выясняя отношения. Знайте меру. Пусть он хоть дома чувствует себя в безопасности.
О том, что в школу надо ходить и что экзамены на носу, он итак знает. Значит, говорить с ним нужно о чем-то другом. А вот о чем – знаете только вы.
Не берите с него обещания больше не прогуливать. Ведь очень может быть, что уже завтра ребенок не сможет его сдержать и вас невольно обманет. Ну зачем вам лишние трудности?
Он вовсе не потому пропускает занятия, чтобы вам насолить. У него есть свои соображения на этот счет, свои причины и объяснения. Выслушайте их как можно внимательнее, не перебивая. Может, тогда вы хоть что-нибудь поймете и успокоитесь.
Вполне вероятно, что у него-то все в порядке и с жизнью своей он справляется. Тогда придется ему поверить и хотя бы на словах перестать в нем сомневаться.
Если вас расстроили его отметки за четверть?
Что бы ни было в дневнике ребенка, он не должен бояться вам его показывать. Вы не страж порядка, не инспектор на посту, вы всего лишь родители.
Любые отметки – это всего лишь промежуточный результат. Не хватайтесь за голову, не переживайте понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить время на пустые разговоры и выяснения отношений.
Успехи ребенка зависят не только от его способностей, но от нашего отношения к его неудачам и плохим отметкам. Отругают его и без нас, а хвалить, поддерживать и вдохновлять должны мы.
Он ведь тоже переживает. Многие родители этого даже не замечают.
Ну тройки, и что? Ничего кроме необходимости открыть учебник и позаниматься дополнительно. Прочитайте правила, проговорите их вслух, повторите формулы, составьте краткий конспект пройденных тем. Пусть он с вашей помощью впервые получит удовольствие от предмета, чуть не ставшего нелюбимым; увидит, что многого не знает, но может узнать.
Американский исследователь, адмирал Ричард Берд, в 12 лет написал в дневнике: «Я решил стать первым человеком, который достигнет полюса». Но в 28 сломал ногу и был отстранен от полетов и уволен с флота из-за развившейся впоследствии хромоты. Но все равно, уговорив частного предпринимателя финансировать его экспедицию, сбросил с самолета американский флаг сначала над Северным, затем над Южным полюсом. История умалчивает о том, что говорила мама своему упрямому мальчику, а жаль. Может, именно в ее словах и был секрет везения.
Если ребенок не блестяще закончил предыдущую четверть и не хочет идти в школу?
Подумаешь, трагедия – табель с тройками! Объясните ребенку, что та четверть закончилась и – уф-ф! – больше не повторится. Проехали!
Если ребенок не считает какие-то оценки собственным поражением, то и не надо. Но если он упорно называет двойку по химии провалом, а себя, соответственно, полным идиотом, поправьте его: «Это были временные и очень нужные тебе неудачи».
Позавидуйте ему вслух: какая это роскошь и привилегия – делать ошибки (на уроках или в жизни), за которые пока что не будет суровой кары. Не бойтесь рассказывать про свои детские неудачи и как все это перемолось. Ибо ничто так не отравляет детство, как родительский миф: «Мы-то с папой были отличниками и образцами поведения». Даже если были (что подозрительно), то забудьте и придумайте себе примиряющий образ: двойки, ссоры, шкоды, обиды…
Если нет нужды в пересдаче, не заставляйте ребенка на каникулах заниматься. Мало того, что это бесчеловечно, так еще и толку не будет. В основе неуспеваемости всегда целый комплекс психолого-педагогических причин, и за две недели они, как правило, не решаются.